Воскресенье, 2024-05-05, 11:00 PM
Вы вошли как Гость |

                                   

                                           Центр гражданского образования

                                               МАОУ СОШ №4 г.Асино

                                                        "Мы в Теме"


Разработка занятия №2

Краткая аннотация :

 

Данное практическое занятие было представлено в ходе Областного семинара - практикума  «Активные и интерактивные формы работы в гражданском образовании» 14 ноября 2013г. Занятие разработано на основе методического пособия: «Права человека. Методика преподавания в школе» А.Суслов, Пермь,2008г.

Занятие «Воспитание толерантности к людям других национальностей»

Цели занятия.

  1. Выявить причины возникновения стереотипов и предрассудков, негативного отношения к людям других национальностей.
  2. Способствовать формированию терпимости к людям других национальностей, неприятию любой дискриминации, уважению другой культуры.

Примечания. Данная тема изучается с учетом того, что учащиеся ранее ознакомились с понятиями «есте­ственные права человека», «равенство», «свобода», «дис­криминация», «национализм», «расизм», «шовинизм», «толерантность». Занятие целесообразнее поставить зак­лючительным в цепочке тем, касающихся проблем раз­личий и толерантности, используя уже известную им формулу: «все люди равны, но неодинаковы».

План занятия.

1.    Стереотипы в оценке людей других национальностей. Упражнение «Словесные ассоциации».

2.    Игра «Можно мне внутрь?»

3.    Работа с информацией периодических изданий в ма­лых группах (3—5 чел.);

4.    Выработка рекомендаций.

 

Ход занятия:

В начале занятия учителю предлагается не назы­вать тему. Лучше предоставить самим учащимся воз­можность сформулировать ее в результате освоения материала в конце занятия.

В качестве эпиграфа к занятию можно использовать стихотворение Руми.

РАССКАЗ О ВИНОГРАДЕ                 Руми

 Вот как непонимание порой

 Способно дружбу подменить враждой,

             Как может злобу породить в сердцах

 Одно и то ж на разных языках.

            Шли вместе турок, перс, араб и грек.

 И вот какой-то добрый человек

             Приятелям монету подарил

 И тем раздор меж ними заварил.

            Вот перс тогда другим сказал: "Пойдем

 На рынок и ангур приобретем!"

           "Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-

 Я не хочу ангур!Хочу эйнаб!"

            А турок перебил их: "Что за шум,

 Друзья мои? Не лучше ли узюм?"

           "Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-

 Стафиль давайте купим и съедим!"

              И так они в решении сошлись,

 Но, не поняв друг друга, подрались.

              Не знали, называя виноград,

 Что об одном и том же говорят.

             Невежество в них злобу разожгло,

 Ущерб зубам и ребрам нанесло.

             О, если б стоязычный с ними был,

 Он их одним бы словом помирил.

            "На ваши деньги,-он сказал бы им,-

 Куплю, что нужно всем вам четверым,

            Монету вашу я учетверю

 И снова мир меж вами водворю!

            Учетверю, хоть и не разделю,

 Желаемое полностью куплю!

               Слова несведущих несут войну,

 Мои ж - единство, мир и тишину".

 

1 этап. Для выявления у учащихся предрассудков, стереотипов по отношению к другим нациям и нацио­нальностям учащимся предлагается составить на доске (стенде) таблицу (смотри ниже), сопровождая ее следу­ющим вопросом: «Какие человеческие качества, черты характера ассоциируются у Вас с разными народами?»

Народ

(национальность)

(отрицательные)

+ (положительные)

цыгане

 

 

татары

 

 

евреи

 

 

чеченцы

 

 

индийцы

 

 

американцы

 

 

французы

 

 

эллины

 

 

ангурийцы

 

 

русские

 

 

 Русских следует помещать в конец списка.

Часто бывает, что в классе присутствуют дети этих национальностей, поэтому учитель должен следить, что­бы характеристики не были обидными и оскорбитель­ными.

В большинстве случаев наблюдается следующее: «плю­сов» больше, чем «минусов». Попросите учеников, если класс практически однороден, охарактеризовать друзей, знакомых других национальностей. Выяснится, что по­ложительных эпитетов будет больше.

Вопросы учащимся: «Почему вдруг «плюсов» стало боль­ше?» «А почему у русских в начале работы с таблицей было больше «плюсов»?» «Почему часто в других людях видят только «минусы», а «плюсы» практически не замечают?»

«На каком основании наделялись положительными или отрицательными качествами ангурийцы?» (выясняется, что такой национальности не существует). Желательно дать возможность выступить всем учащимся, которые желают.

 

2 этап. «Легко ли быть отвергнутым?» — спрашивает учи­тель и предлагает сыграть в игру

«Можно мне внутрь?»

Применение этой игры самое широкое. В смоделирован­ном контакте каждый сможет пережить чувство принадлеж­ности к доминирующей национальности или чувство исклю­чения из нее; узнать каковы возможности «большой» груп­пы при включении или исключении меньшинства.

Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Учитель вызывает добровольца, кото­рый должен попытаться попасть внутрь. Можно по­ставить условие, что силу применять нельзя. Все это происходит без слов. События могут развиваться са­мым различным образом. Чаще всего люди, стоящие в кругу держатся крепко, не давая ни малейшей воз­можности постороннему попасть в круг. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умо­лять, чтобы его пустили. Некоторые применяют силу. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдас­тся. Если очевидно появление неприятных чувств, игру лучше не продолжать.

Дискуссия.

После окончания игры имеет смысл поставить вопросы:

- Как чувствовал себя доброволец?

- Каково это — быть вне круга?

- Каково это — быть в кругу?

-  Какую стратегию использовал доброволец?

- Чувствовал ли кто-то себя плохо в кругу из-за аутсайде­ра? Как уговорили самих себя оставить его вне круга?

- Говорили ли люди в кругу между собой? О чем?

-  Какая группа в нашем обществе самая сильная, а какие «вне ее?»

- Какую стратегию нужно использовать меньшинствам (про­сить вежливо, унижаться, творить, применять силу)?

-  Как привилегированные люди сохраняют свою власть и свои привилегии?

- Каким образом можно принять аутсайдера?

Итоги бывают различны:

1.  «Изгой» не попадает, даже если применяет силу;

2.  «Изгой» входит в круг силой;

3.  «Изгой» входит при помощи просьб и унижений;

4.  «Изгой» входит при помощи доказательств или даже без сопротивления «круга».

 

Вопросы для всех: «Легко ли войти в круг?»

 Вопросы к группе: «Почему впустили?» или «Почему не впустили?»

Этим вопросы рекомендуется задать каждому члену груп­пы (можно использовать методику «микрофон»).

этап.

Учащиеся делятся на малые группы по 3—5 человек. Начинается серьезная работа с информацией.  (Приложения). Учитель раздает по 2—3 фрагмента статей из периоди­ческой печати на тему межнациональных отношений. В классе с высоким интеллектуальным потенциалом можно раздать статьи с противоположными точками зрения, что усложнит работу, но и поможет поразмыш­лять над вопросом. Особенно много информации можно подобрать по чеченской тематике. На прочтение газет­ных фрагментов дается 5—6 минут. Затем учитель пред­лагает ответить каждому ученику в малой группе на один из вопросов (дается 4—5 вопросов на группу).

этап.

Заключительная часть урока — выработка совместных, комплексных рекомендаций. Для этого учитель ставит перед учениками следующие вопро­сы.

1. Как воспитать в себе и в других терпимость к людям иных национальностей?

2. Что может сделать каждый из вас для решения этой проблемы?

(2—3 рекомендации)

Так как группы состоят из учащихся с разными взгляда­ми, это заставит их вырабатывать не только общие, но и компромиссные решения (на работу дается 5 минут). Реше­ния следует записать на доске или большом листе ватмана или флип-чарта. Учитель при необходимости дает предельно краткие комментарии заключительных рекомендаций и про­сит сформулировать тему прошедшего урока.

Домашнее задание. Каждый ученик должен задать раз­ным людям два вопроса из числа сформулированных в кон­це занятия и зафиксировать ответы человека другой нацио­нальности.

Рефлексия может проводиться на следующем уроке с ком­ментариями ответов и дополнением рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными — убийства, похищения, избиения и пытки населения Чечни российскими силовыми структурами. Некоторые из преступлений, совершенных федеральными войсками были расследованы в Европейском суде по правам человека, после чего Россия выплачивала пострадавшим крупные компенсации. Большинство нарушений прав человека в судах России не были рассмотрены или обвиняемым были вынесены мягкие приговоры.

  1. По утверждению оппозиционного "либерального" издания Ежедневный журнал, в январе 2000 года в Старопромысловском районе Чечни российские военные устроили нападение на мирных жителей с целью наживы: женщин расстреливали, чтобы с них было проще снять серьги, причем расстреливали и людей со славянской внешностью.

 

  1. Существует информация о том, что весной или летом 2000 года представителями российских правоохранительных органов было казнено неизвестное число взятых в плен боевиков. Речь идёт о небольшой группе, участвовавшей в бою с сержантом курского ОМОН Андреем Хмелевским (посмертно удостоенным звания Героя России). По свидетельству одного из курских омоновцев, «Вскоре эту банду поймали. Жалко, мы не успели допросить. Задержали их собровцы. Установили личности и тут же всех уничтожили».

 

В большинстве случаев дела против российских военных либо не рассматривались российскими судами, либо выносились очень мягкие приговоры. Как отмечал в мае 2008 года Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н. Нухажиев, «1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. Все эти уголовные дела находятся в производстве территориальных гражданских прокуратур, а учитывая, что подозреваемыми в их совершении являются военнослужащие, все эти дела практически обречены быть приостановленными».

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными — убийства, похищения, избиения и пытки населения Чечни российскими силовыми структурами. Некоторые из преступлений, совершенных федеральными войсками были расследованы в Европейском суде по правам человека, после чего Россия выплачивала пострадавшим крупные компенсации. Большинство нарушений прав человека в судах России не были рассмотрены или обвиняемым были вынесены мягкие приговоры.

 

Основная статья: Массовое убийство в Новых Алдах

 

По утверждению оппозиционных изданий Ежедневный журнал и Новая газета, 5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Сообщалось, что большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них — русские. Российская сторона не признала своей вины в происшедшем, но не отрицала, что в этот день в Новых Алдах петербургский ОМОН проводил «специальную операцию».Тем не менее Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. По утверждению Новой газеты, российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей. Сообщалось также об изнасилованиях мирных жительниц и отрезании голов (49-летнему Султану Темирову, как утверждалось, живому отрезали голову, а туловище бросили собакам). Сообщалось, что ОМОН сначала требовал от жителей золото и деньги, потом жители расстреливались, у некоторых трупов российские военные вырывали золотые зубы.

 

 

 

 

В большинстве случаев дела против российских военных либо не рассматривались российскими судами, либо выносились очень мягкие приговоры. Как отмечал в мае 2008 года Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н. Нухажиев, «1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. Все эти уголовные дела находятся в производстве территориальных гражданских прокуратур, а учитывая, что подозреваемыми в их совершении являются военнослужащие, все эти дела практически обречены быть приостановленными».

 

 

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными — убийства, похищения, избиения и пытки населения Чечни российскими силовыми структурами. Некоторые из преступлений, совершенных федеральными войсками были расследованы в Европейском суде по правам человека, после чего Россия выплачивала пострадавшим крупные компенсации. Большинство нарушений прав человека в судах России не были рассмотрены или обвиняемым были вынесены мягкие приговоры.

 

2002 год

 

Утверждалось, что 2 марта 2002 года были убиты четверо молодых чеченцев. По словам правозащитницы Либхан Базаевой, молодые люди строили теплицу, когда к ним подошли солдаты и увели для проверки документов. Через 2 дня российские каналы объявили о перестрелке этих людей с солдатами, в результате которой якобы(по словам Базаевой) террористы были убиты. По утверждению Базаевой, тела убитых парней были исколоты ножом, руки связаны за спиной, у одного сильно повреждено ухо. Базаева утверждает, что "Это преступление останется безнаказанным, никто не будет искать виновных российских солдат. Такие преступления — в порядке вещей. Разложение в армии достигло предела, торговля трупами, изнасилования случаются все чаще и чаще, и изнасилования мужчин — «новая практика» — происходят во множестве. «Военные напрямик говорят нам, что убьют всех наших мужей, и сделают нас своими женами, чтобы мы рожали русских детей».

 

В большинстве случаев дела против российских военных либо не рассматривались российскими судами, либо выносились очень мягкие приговоры. Как отмечал в мае 2008 года Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н. Нухажиев, «1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. Все эти уголовные дела находятся в производстве территориальных гражданских прокуратур, а учитывая, что подозреваемыми в их совершении являются военнослужащие, все эти дела практически обречены быть приостановленными».

 

 

 

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными

 

Нарушения прав человека в Чечне российскими военными — убийства, похищения, избиения и пытки населения Чечни российскими силовыми структурами. Некоторые из преступлений, совершенных федеральными войсками были расследованы в Европейском суде по правам человека, после чего Россия выплачивала пострадавшим крупные компенсации. Большинство нарушений прав человека в судах России не были рассмотрены или обвиняемым были вынесены мягкие приговоры.

2005 год

По утверждению Анны Политковской, "13 января 2005 года федеральные силы в селении Зумсой Итум-Калинского района осуществляли зачистку: грабили местных жителей, осуществляли погромы. После завершения зачистки погрузили в вертолеты четверых местных жителей: Ваху и Атаби Мухаевых (16-летний подросток), отца и сына, а также Шахрана Насипова и Магомед-Эмина Ибишева. После этого никто их не видел. Военные утверждали, что все четверо ушли в горы воевать к бандитам, хотя именно российские военные их увезли в тот день. Потом, той же зимой федеральные войска ещё раз приходили в селение: разрушили школу, осквернили мечеть, вырезали скот, заявив, что они там не дадут людям жить, иначе там могут скрываться боевики". По утверждению организации "Мемориал" 4 июля людьми в масках, чисто говорившими на русском языке, был расстрелян глава сельской администрации Абдул-Азим Янгульбаев на глазах свидетелей за то,что требовал от властей возвращения украденных мирных жителей. Оставшиеся в живых Мехти и Салях Мухтаевы отправили жалобу в страсбургский суд, а уже осенью в правительство РФ пришёл официальный запрос из Страсбурга. В ночь с 29-го на 30 декабря приехали и за Мехти Мухтаевым: в нижнем белье и босиком его увезли люди в камуфляжной униформе и масках, говорившие по-чеченски в СИЗО № 1 города Грозный. Утверждалось, что его пытали несколько недель, угрожали смертью родных. Затем по показаниям сильно избитого заключенного, который при даче показаний не мог даже стоять на ногах, он был обвинен в бандитизме. Позднее свидетельствовавший против него утверждал, что его заставили дать ложные показания под пытками. По утверждению Анны Политковской, следователи хотели доказать Страсбургу, что заявитель является сепаратистом, и именно поэтому обратился в суд с жалобой на российскую власть.

В большинстве случаев дела против российских военных либо не рассматривались российскими судами, либо выносились очень мягкие приговоры. Как отмечал в мае 2008 года Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н. Нухажиев, «1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. Все эти уголовные дела находятся в производстве территориальных гражданских прокуратур, а учитывая, что подозреваемыми в их совершении являются военнослужащие, все эти дела практически обречены быть приостановленными».

Митинг в защиту русского языка состоится в Казани

Ситуация с принудительным обучением школьников татарскому языку, которое в Татарстане часто ведется в ущерб русскому, заставила группу родителей решиться на масштабную акцию протеста. 16 апреля они намерены выйти на митинг в Казани с требованиями изменить "националистическое законодательство Татарстана" и отправить в отcтaвку министра образования республики Альберта Гильмутдинова.

Как пояснил сегодня корреспонденту ИА REGNUM один из инициаторов митинга председатель Казанского общества русской культуры (КОРК) Михаил Щеглов, "1 апреля родителям русскоязычных детей Республики Татарстан не до смеха - русский язык их детям преподают как "не родной", с каждым учебным годом сокращая объемы преподавания". Сейчас, например, из-за отсутствия утвержденного в Минобразования России учебника "Татарская литература" детей начальных классов обязали изучать все тот же татарский язык в объеме дополнительных двух часов.

"Ситуация с русским языком в системе образования РТ - перезрела. Мало того, что объём преподавания русского языка в школах с каждым годом убывает, предложенная министром Гильмутдиновым программа "Килэчэк" ("Будущее") не предусматривает в этом будущем никаких мероприятий по сохранению русского языка в Татарстане, - говорит Михаил Щеглов. - Более того, в ней не упоминается русское национальное образование и вообще русские как этнос".

О ситуации с преподаванием русского языка в общеобразовательных учреждениях Татарии ИА REGNUM рассказывало неоднократно, предупреждая о ее ненормальности. Последним примером этому стала публикация обращения матери, переехавшей в Казань с дочерью-девятиклассницей из Приднестровья и пораженной местными реалиями. Мать школьницы предложила даже пригласить в Татарстан "генерала Лебедя", чтобы "навести тут порядок и отстоять право на русский язык".

 

ИА REGNUM

 

 

 

 

 

 

 

 

В Чечне преподаватели жалуются на исламский дресс-код

Женщин заставляют ходить в хиджабах под угрозой увольнения

В Чечне ужесточили требования к внешнему виду учеников и учителей школ, а также студентов и преподавателей вузов.

 - Студенты и преподаватели обсуждают негласный указ властей о том, что все девушки и женщины должны будут одеваться в соответствии с нормами ислама. Но не просто повязав на голову платок, как это было принято у чеченок, а чтобы все надели хиджаб. С таким темпом нас всех скоро заставят надеть паранджу. Нас в университете предупредили, что если кто придет на работу без хиджаба - будет уволен. Увольнениями стали грозить с июня. Большинство подчинились, а остальные боятся, что их выгонят, - цитирует «Кавказский узел» одного из преподавателей, не пожелавшего назвать свое имя.

По словам одного из студентов вуза, дресс-контроль возложен на охрану вуза, которая приходит на лекции и делает замечания студентам и преподавателям о несоответствиях в одежде.

 - Придираются даже к высоте каблука у девушек и к тому, что у них лак на ногтях. Заставляют ацетоном стирать, - отметил студент.

Учительниц в школах, а также работниц других организаций республики также обязали одеваться «в соответствии с национальными традициями», то есть носить юбки ниже колена, косынки на голове и забыть о декольте. По мнению представителей республиканского Минобра, эти меры «позволили скрыть социальные различия между учащимися и повысили дисциплину в школах».

 Однако в республике, похоже, не собираются останавливаться на достигнутом и хотят одеть всех женщин в строгом соответствии с исламской, а не светской традицией.

5 июня 2012г. КП

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту

1. Кратко расскажите суть ситуации

2.  Впечатление о прочитанной ситуации?

3.  Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

4.  Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

5.  Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

Вопросы к тексту

 

1. Кратко расскажите суть ситуации

2.  Впечатление о прочитанной ситуации?

3.  Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

4.  Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

5.  Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

Вопросы к тексту

 

1. Кратко расскажите суть ситуации

2.  Впечатление о прочитанной ситуации?

3.  Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

4.  Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

5.  Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

Вопросы к тексту

1. Кратко расскажите суть ситуации

2.  Впечатление о прочитанной ситуации?

3.  Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

4.  Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

5.  Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

Вопросы к тексту

 

1. Кратко расскажите суть ситуации

2.  Впечатление о прочитанной ситуации?

3.  Что особенно впечатлило, какие слова, эпитеты?

4.  Какой вывод можно сделать, прочитав статью?

5.  Каково личное отношение к ситуации?

Ответы записываются в группе, а затем зачитываются.

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz