Воскресенье, 2024-05-05, 11:14 PM
Вы вошли как Гость |

                                   

                                           Центр гражданского образования

                                               МАОУ СОШ №4 г.Асино

                                                        "Мы в Теме"


Разработка занятия

Центр гражданского образования «Мы в теме»

Название занятия: «Права ребенка»

Автор-разработчик: Ванчугова Ирина Николаевна, учитель истории МАОУ СОШ №4 города Асино

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить слушателей с Конвенцией о правах ребенка;
  2. Выявить специфику прав ребенка, отличия прав ребенка от прав взрослых;
  3. Развивать у слушателей умение работать с источниками, анализировать, делать выводы;
  4. Способствовать выработке гражданской позиции, ответственного понимания системы права-обязанности.

Оборудование и материалы: (компьютер, проектор, Конвенция о правах ребенка)

Целевая группа: (обучающиеся 10-11класссов, 25 человек).

Содержание занятия:

План

  • Отличие прав ребенка от прав взрослых.
  • Почему и от кого необходимо защищать детство?
  • Принятие Конвенции о правах ребенка.
  • Содержание Конвенции.

I.Организационный момент

II.Эвристическая беседа.

Начиная беседу, следует определить возрастные рамки, которые соотносятся с понятием «ребенок». Далее вместе со слушателями определить отличие ребенка от взрослого человека, его особенности (физиологические, психологические). Можно задать ребятам вопросы:

Еще древнеримский поэт Ювенал призывал сограждан оказывать детству величайшее уважение. Как вы думаете почему?

Нужны ли в государстве особые права принадлежащие только детям с рождения и до 18 лет?

Затем уместно разбиться на группы по интересам:

1 – считающие необходимым такие права;

2 – признающие необходимой особую защиту общечеловеческих прав применительно к детям;

2 – полагающие, что дети в особых правах не нуждаются.

 

III.Работа с раздаточным материалом.

Слушатели знакомятся со снятьями известных журналистов о нарушении прав детей (Приложения). Можно предложить ребятам привести примеры нарушения прав детей из личного социального опыта,  в ходе совместно обсуждения приходят к пониманию необходимости защиты прав детей.

Далее учитель обращает внимание слушателей на существование Декларации и Конвенции о правах ребенка. Уместно рассказать об истории принятия документов. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, затем  в Международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Следует пояснить слушателям, что международное право регулируется документами разного типа, в том числе декларациями и конвенциями. Декларация не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали). Далее следует работа слушателей в группах с текстом Конвенции . Учитель обращает внимание на наиболее важные статьи.

  Можно предложить слушателям, попытаться разъяснить отдельные статьи Конвенции представителям каких – либо профессий, социальных групп (роли этих представителей берут на себя также слушатели, выстраивая восприятие во время выполнения ролевого упражнения в соответствии с ролевой позицией).

IV.Заключение.

В заключительной части занятия полезно будет выполнение задания, связанного на распределение её статей по условным группам прав (права на выживание, права на развитие, права на защиту, права на участие). Систематизировать статьи Конвенции можно в виде таблицы или схемы. Эту работу можно предложить слушателям в качестве домашнего задания.

 

Документы:

Защита прав ребенка: Сб. док. – Пермь, 1992.

Декларация прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка.

Литература:

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. – М., 1998.

Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 кл.) Сост.: БочаровИ., Миков П., Погодина О., Русакова Н., Суслов А. (отв.за выпуск), Цуканов А. – Пермь, 2008.

Шнекендорф З.К. Изучение конвенции о правах ребенка в школе. – М., 2003.

 

Приложения

В 1919 г. по декрету Ленина и Луначарского государство начало создавать для сирот гражданской войны и красного террора трудовые колонии. Через два года Калинин подписывает постановление «Об улучшении жизни детей», в котором главным попечителем оставшихся без родительского призора малолеток объявляется ЧК.

Заботливое ведомство тут же оперативно раскрыло перед ребятишками двери двух тюрем и десяти приемников. Чекисты быстро создали для детей свою систему воспитательных учреждений. Она включала различные детдома: специальные, грудничковые и общего типа, а также детприемники, детраспределители, детколонии и даже детские тюрьмы, (самая знаменитая из которых находилась в Свято-Даниловом монастыре). Миллионы сыновей и дочерей, «врагов народа» прошли через чекистскую систему спецвоспитания и спецпоселения. Жили они в самодельных землянках за колючей проволокой, питались подножным кормом. Многим малышам давали новые имена фамилии, записывали выдуманную дату рождения — все делалось для того, чтобы ребенок не знал своих корней. Тех, кто помнил родителей, заставляли публично от них отрекаться... Он были

гражданами второго сорта, пораженными в правах

 (Е. Пеструкина, журналист).

 В Санкт-Петербурге работала группа специалистов по детской психиатрии и психологии из Великобритании, возглавляемая Каролиной Кокс, спикером палаты лордов Великобритании. Эксперты приехали по частному приглашению одного из членов комиссии по правам человека. Если бы в их работе участвовали официальные структуры, то англичанам, вероятно, показали бы потемкинские деревни. А так они получили возможность увидеть то, что было закрыто даже для российских правозащитников. Специалисты посетили ряд домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для умственно отсталых детей, городскую и областную детские психиатрические больницы, а также спецшколу для трудных подростков и городской подростковый следственный изолятор. Англичане проводили многочисленные тестирования детей, которым наши медики

поставили диагнозы различных степеней умственной отсталости. Предварительные результаты позволяют сделать выводы, что более 80% таких детей диагнозы поставлены необоснованно. Эксперты считают, что по международным стандартам эти дети совершенно нормальны и могли бы учиться в обычных школах

 (С. Васильева, журналист).

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz